Рассказывает нейропсихолог Беловского психоневрологического диспансера Наталья Николаевна Евдокимова:
-О том, что развитие моторики важно не только для мышц, но и для головы, мы часто забываем. А зря, ведь двигательная коррекция может существенно помочь учебе. Чтобы способности ребенка были на высоте, нужно, чтобы у него адекватно развивались вестибулярная и зрительная системы. Хорошо работающий вестибулярный аппарат – это не только координация движений и ловкость, помогающие получать отличные оценки по физкультуре, но и адекватное физиологическое развитие и нормальный тонус мышц, помогающий поддерживать позу во время занятий и контролировать эмоциональный фон. Умение поддерживать позу позволяет не отвлекаться и не тратить силы на удержание баланса, что необходимо для усидчивости и работоспособности, без которых нельзя добиться успешности в учебе. Кроме того, вестибулярный аппарат связан с психическим, социальным и умственным развитием.
Если эта система в порядке, ребенок будет эмоционально более устойчив и менее подвержен тревоге и страхам, ему будет проще адаптироваться и переключаться с одного вида деятельности на другой. У него будут лучше развито восприятие, внимание и пространственные представления, да и с основными учебными навыками (счёт, письмо, чтение) не возникнет проблем. Ну, и, наконец, от того, как у ребенка развиты моторные функции, сильно зависит его самоощущение и самооценка.
Влияние развитой зрительной системы на формирование учебных навыков не менее значительно. Считается, что 90% успеха в обучении зависит именно от нее. Так, у детей с моторной дисфункцией нарушена возможность плавного слежения глазами за строчкой, что неизбежно создает трудности в чтении и письме. А если есть проблемы с изменением фокуса внимания, то ребенок будет то и дело отвлекаться.
Чем опасны сложности с переключением внимания? Ведет к снижению работоспособности. Если ребёнку трудно переносить взгляд с одного объекта на другой (например, списывать примеры или предложение с доски в тетрадь), у него будет рассеиваться внимание, и он не справится с задачей или это потребует слишком много усилий, вымотает его.
Поэтому рекомендую детям занятия пинг-понгом (настольным теннисом), бадминтоном, игры с мячом. Игры в мяч вообще очень полезны для вестибулярной и зрительной систем. Они помогают улучшить ориентировку в пространстве, глазодвигательную координацию, регулируют тонус мышц, точность и силу движений, развивают ловкость, быстроту реакции, крупную и мелкую моторику. А что касается зрения, то игры с мячом побуждают выполнять сложные движения глаз в пространстве, тренируют аккомодацию (фокусировку на дальнем/ ближнем объекте) и функцию отслеживания объекта, что важно для плавного движения глаз по строчке при чтении. Однако перед тем как ребёнку подобрать правильные физические нагрузки необходима консультация врача.
А ещё я советую, особенно родителям детей-первоклашек, пройти консультации у наших специалистов.
—-
Рубрику и фото подготовила: Марина Виноградова, главный специалист по связям с общественностью ГБУЗ БГМБ
Материал носит информационный характер и не заменяет консультации врача
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С ВРАЧОМ