За последние два года процент охвата беловских учеников организованным питанием значительно вырос. Связано это с реализацией федеральной программы по предоставлению бесплатных обедов учащимся младших классов, а также расширению перечня льготных категорий семей, получающих помощь со стороны регионального и муниципального бюджетов. Возросшие меры социальной поддержки на деле показали свою эффективность, и, вместе с тем, обострили ряд проблем. В их числе – слабая оснащенность школьных столовых, нехватка поваров и кухонных работников, сложности в соблюдении нормативов калорийности блюд из-за стремительного роста цен на продукты питания.
Чтобы объективно оценить ситуацию, народные избранники обратились к анализу данных со стороны городского управления образования. Подробный отчет по рассматриваемому вопросу депутатам представила начальник отдела по контролю качества и организации питания в образовательных учреждениях Татьяна Петровна Чичагова. В настоящий момент организованным горячим питанием охвачены 9467 беловских школьников, из них 7868 относятся к льготным категориям. Большую часть (6934) составляют учащиеся 1-4 классов, – согласно поручению Президента, с 1 сентября 2020 года все ученики начальной школы получают обеды в столовых за счет федерального бюджета. В категории «5-11 классы» 662 ребенка из многодетных и малообеспеченных семей питаются на средства областного бюджета, еще 218 школьников (опекаемые и дети из малообеспеченных семей) получают обеды за счет городской казны.
Всего на территории Белова функционируют 25 школьных пищеблоков. Каждое учреждение самостоятельно производит закупки продуктов, однако обеспечивает школы единый поставщик и по единой стоимости. Отказ от проведения аукционов на поставку продуктов продиктован негативным опытом, когда вследствие снижения цены победитель конкурса поставлял товары заведомо низкого качества. Избегая недобросовестных снабженцев, администрации школ бьют тревогу по поводу расхождения сметной стоимости и фактических расходов на продукты. С 2019 года существенно возросли цены на основные группы товаров, стоимость же нормативного рациона питания остается неизменной. Такое противоречие неминуемо приводит к тому, что учреждения не могут соблюдать требования СанПиН в части суммарного объема блюд и калорийности. Вынужденные нарушения оборачиваются штрафами.
Возросшие нагрузки на школьный общепит выявил и необходимость материально- технического обновления. Из 25 пищеблоков только в двух (школы № 19, 32) проведена реконструкция, после капремонта приобретено новое оборудование и кухонный инвентарь. Школы нуждаются в новом холодильном и технологическом оборудовании. Назрела также необходимость в замене посуды и мебели для столовых. На эти цели, по подсчетам экономистов, требуется более 14 млн. рублей.
Еще одна значимая проблема – дефицит кадров, обеспечивающих работу школьных пищеблоков. Не хватает поваров и кухонных работников. При том, что специалистам ежедневно приходится обеспечивать питание по шести меню, – для разных льготных категорий и возрастов. В обязанности поваров входит не только приготовление и отпуск блюд, но и обязанности заведующего производством, кладовщика, грузчика и прачки. На фоне высокой загруженности и ответственности зарплата работников выглядит довольно скромно, – повар в среднем получает от 17 до 28 тысяч рублей, кухонный работник – от 15 до 24 тысяч рублей. Чтобы удержать ценные кадры, руководители школ доплачивают из стимулирующего фонда оплаты труда, разделяя его с педагогами. В апреле работникам пищеблоков увеличили зарплату на 10 процентов, однако это не решило проблему для многих учреждений. На сегодняшний день свободными остаются вакансии в школах № 12 и 37. В поисках путей решения кадровой проблемы осуществляется взаимодействие с кулинарным техникумом. Студенты, избравшие своей профессией сферу общепита, проходят практику в образовательных учреждениях, но после получения диплома трудоустраиваться не приходят. Сегодня управление образования идет на беспрецедентные меры по подбору кадров, – через службу занятости привлекают горожан, не имеющих профильного образования, но готовых обучиться поварскому делу.
Реалии работы школьного общепита складываются в условиях жесткого контроля со стороны надзорных органов и общественности. Вопросы организации питания школьников и здорового рациона открыто обсуждаются с привлечением специалистов Роспотребнадзора, педагогов, родителей и самих учащихся. Внедрение цифровизации максимально увеличило прозрачность в организации питания школьников. Безналичная оплата, контроль за посещением детей столовой, ежедневная публикация меню в родительских чатах и на сайтах учреждений, – все эти меры призваны улучшить качество и максимально охватить школьников горячим питанием, а также повысить уровень доверия между родителями и образовательными учреждениями.
Органы власти, как и образовательное сообщество, в последние годы предприняли немало, чтобы повысить культуру здорового питания у детей школьного возраста. Вместе с тем, экономические факторы побуждают совершенствовать прежние механизмы, искать новые пути в решении рассматриваемого вопроса. В рамках профильного комитета депутаты детально обсудили сложившуюся ситуацию, а также поступившие со стороны управления образования предложения. В их числе – увеличение штатной численности работников пищеблоков с последующим увеличением бюджетных расходов на повышение заработной платы сотрудникам, разработка муниципальной программы по техническому оснащению пищеблоков, а также изменение размера средств на питание детей, относящихся к категории муниципальных льготников. Озвученные предложения народные избранники намерены рассмотреть в разрезе бюджетного планирования на следующий год, с указанием источников финансирования.
Источник и фото: Релиз Совета народных депутатов БГО